Александр Иерусалимский |
Фреска церкви св. Симеона Богоприимца в Новгороде, XV век |
Рождение: |
II век
|
Смерть: |
251 год(0251)
|
Почитается: |
Православной и Католической церквями
|
В лике: |
священномучеников
|
День памяти: |
в Православной церкви 16 мая и 12 декабря (по юлианскому календарю), в Католической церкви 18 марта
|
Подвижничество: |
пастырская деятельность, мученичество
|
Алекса?ндр Иерусали?мский (конец II века — 251) — священномученик, епископ и соправитель патриарха города Иерусалима (в то время город Элия Капитолина).
Ранние годы
Родился в конце II века. Был учеником великих учителей христианской церкви пресвитера Пантена и Климента Александрийского, посвятившего ему свое сочинение «Канон церковный, или Против иудействующих» (не сохранилось). Александр учился и дружил с вошедшим в историю Оригеном. В одном из писем к Оригену он вспоминает:
«Мы считаем отцами блаженных предшественников наших: …Пантена, воистину блаженного мужа и учителя, святого Климента, моего учителя и благодетеля, да и других таких же. Через них познакомился и я с тобой, человеком безукоризненным, господином и братом моим».
|
При римском императоре Септимии Севере (царствовал 193—211 годы) Александр был заключен в темницу за веру и провел в ней три года. Он так отличился своим исповеданием Христа, что в начале III века был избран епископом города Флавии (находившегося в обширной области восточной части Малой Азии — Каппадокии).
В 202 году гонение вынудило учителя Александра Климента Александрийского покинуть Египет, и он направился к Александру. Климент застал Александра в тюрьме, откуда Александр направил послание к Антиохийской Церкви по случаю избрания епископом Антиохийским Асклепиада — исповедника. Письмо доставил Климент, управлявший кафедрой Александра во время его заточения.
Зрелые годы
После освобождения из темницы Александр отправился из Каппадокии в Иерусалим «для молитвы и ради истории тех мест». Местные жители приняли его очень радушно и упрашивали не возвращаться домой. Причиной этого житие называет чудесное ночное видение в котором горожане видели, что они вышли за городские ворота принять епископа, предназначенного им Господом. С общего согласия соседних Церквей в 212 году Александр стал соправителем патриарха Наркисса (патриаршествовал с 185 по 211 гг. и с 212 по 222 гг.), который по глубокой старости уже не мог нести епископское служение. Это — чрезвычайно редкий случай в практике древней церкви. В этом сане Александр управлял Иерусалимскою церковью 38 лет. О своем сослужении с Наркиссом Александр в конце одного из своих писем к жителям Антинои пишет так:
«Приветствует вас Наркисс, бывший до меня здесь епископом и теперь молитвенно трудящийся со мной. Ему исполнилось сто шестнадцать лет; он убеждает вас, как и я, пребывать в единомыслии».
|
Священномученик Александр был известен своею любовью к просвещению. При Иерусалимской церкви он устроил за свой счет значительную библиотеку из книг Священного Писания и существовавших в то время творений христианских писателей. Этой библиотекой, между прочим, пользовался в IV веке и знаменитый церковный историк Евсевий Памфил, который сохранил в своей истории сведения о жизни святого Александра Иерусалимского.
В 215 или 216 году, во время египетского похода императора Каракаллы, друг Александра и известный в то время ученый Ориген был вынужден бежать в Палестину. Из уважения и дружбы к Оригену, Александр позволил ему произнести в своём присутствии поучение в одной из иерусалимских церквей. За это разрешение мирянину поучать в церкви в присутствии епископа Александр подвергся осуждению Димитрия, епископа Александрийского, врага Оригена. В ответ Александр указал ему на пример других церквей. Александр писал, что любой христианин, способный принести пользу братьям, может быть приглашен епископом для проповеди.
Конфликт был улажен, и Ориген, повинуясь своему епископу, вернулся в Александрию. Но благодаря Александру, Ориген познакомился с Феоктистом, епископом Кесарии Приморской, который в 231 году рукоположил, находящегося проездом в Кесарии Палестинской, Оригена во пресвитера, конфликт стал неразрешимым. В Александрии один за другим были созваны два собора (231, 232), на которых Ориген был отлучен и лишен сана. В Палестине, однако, не придали значения этим постановлениям, и Ориген, окруженный почетом, продолжал свою ученую деятельность в Кесарии. По сообщению Евсевия, «и Александр, епископ Иерусалимский, и Феоктист Кесарийский все время прислушивались к нему и как учителю единственному ему уступали толкование Священного Писания и то, что касалось церковного обучения».
Гонения на христиан
В 251 году началось одно из самых жестоких в истории гонений на христиан — гонение римского императора Декия (правил в 248—251 годах, гонения начал эдиктом в начале 250 года). Киприан Карфагенский называет Декия «infestus sacerdotibus Dei» — врагом священников Божьих. Тогда также пострадали Фабиан, епископ римский и Вавила Антиохийский.
Александр был приведен на восточный берег Средиземного моря в Кесарию Палестинскую на суд проконсула, где вторично исповедал Христа, дерзновенно обличив языческое заблуждение. Тогда он был отдан на растерзание зверям, но те его не тронули. Брошенный в темницу, он пробыл там довольно продолжительное время и там же скончался от усечения мечом.
Святитель Дионисий Александрийский с благоговением говорит о кончине Александра: конфликт двух Церквей нисколько не повлиял на отношение к личности святителя. Канонизирован в лике священномученика, память совершается в Православной церкви 16 мая и 12 декабря (по юлианскому календарю), в Католической церкви 18 марта.
Из произведений Александра известны лишь отрывки, приводимые у Евсевия и у блженного Иеронима (De viris illustribus). Это в основном письма, адресованные христианам Антиохии, Антинои Египетской, Оригену и Димитрию Александрийскому.
Изображается как святитель, в саккосе и омофоре, с Евангелием в руках, седовласым с недлинной раздвоенной бородой: в греко-грузинской рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 114) - в рост; в настенном минологии нартекса архиепископа Даниила II, Печская Патриархия (Косово и Метохия), ок. 1565 г.,- поясное изображение. Мученичество святителя, усечение мечом, представлено в настенных минологиях: в нартексе церкви святителя Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.; в нартексе церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. Сохранилась фреска с его изображением в церкви святого Симеона Богоприимца в Новгороде (XV век).
Источники
Патриархи Иерусалимские |
Епископы |
Иаков • Симеон • Иуст • Закхей • Товия • Вениамин I • Иоаким I • Матфей I • Вениамин II • Сенека • Иуст II • Левий • Ефрем I • Иосиф I • Иуда • Марк • Кассиан • Пувлий • Максим I • Юлий • Гай (Гайан I) • Симмах • Гай II • Юлиан или Уалис • Капион • Максим II • Антоний • Уалис • Долихиан • Нарцисс I • Элиос или Зевс • Германион • Гордей • Александр • Мазаван • Именей • Замвда • Ермон • Макарий I • Максим • Кирилл I • Иоанн II • Правлий I |
Патриархи |
Ювеналий • Анастасий I • Мартирий • Саллюстий • Илья I • Иоанн III • Петр I • Макарий • Евстохий • Иоанн IV • Амос • Исаакий • Захария • Модест • Софроний I • Анастасий II • Иоанн V • Феодор I • Илья II • Георгий II • Фома I • Василий • Иоанн VI • Сергий I • Соломон • Феодосий • Илья III • Сергий II • Леонтий • Афанасий I • Христодул I • Агафон • Иоанн VII • Христодул II • Фома II • Иосиф • Орест • Феофил • Никифор I • Иоанникий • Софроний II • Евфимий I • Симеон II • Савва • Иоанн VIII • Николай • Иоанн IX • Никифор II • Леонтий II • Досифей I • Марк II • Евфимий II • Афанасий II • Софроний III • Григорий I • Фаддей • Афанасий III • Григорий II • Лазарь • Арсений • Дорофей • Феофил II • Феофан I • Иоаким • Феофан II • Афанасий IV • Иаков II • Авраам • Григорий II • Марк III • Дорофей II • Герман I • Софроний IV • Феофан III • Паисий • Нектарий • Досифей II • Хрисанф • Мелетий • Парфений • Ефрем II • Софроний V • Аврамий • Прокопий I • Анфим • Поликарп • Афанасий IV • Кирилл II • Прокопий II • Иерофей • Никодим • Герасим • Дамиан • Тимофей • Бенедикт • Диодор • Ириней • Феофил III |
|