• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Иоанн Дамаскин
Иоанн Дамаскин
??????? ? ??????????
Ioann Damaskin ikona.jpg
Икона начала XIV века (Афон, скит св. Анны)
Имя в миру:

Мансур ибн Серджун Ат-Таглиби, араб. ????? ?? ????? ?????????

Рождение:

ок. 675
Дамаск, Дамасский халифат

Смерть:

ок. 753 (780)
Лавра Саввы Освященного

Почитается:

в Православной и Католической церквях

В лике:

преподобных

День памяти:

в Православной церкви 4 декабря (по юлианскому календарю), в Католической церкви 27 марта

Труды:

богословские и гимнографические сочинения, в том числе «Точное изложение православной веры»

Иоа?нн Дамаски?н (араб. ????? ????????? Юханна Ад-Димэшки; греч. ??????? ? ??????????; лат. Iohannes Damascenus — Иоанн из Дамаска, ок. 675, Дамаск Дамасский халифат — ок. 753 (780), Лавра Саввы Освященного), также известный как греч. ? ??????????, то есть «золотой поток»; настоящее имя Мансур ибн Серджун Ат-Таглиби (араб. ????? ?? ????? ?????????) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф.

Память в Православной церкви совершается 4 декабря (по юлианскому календарю), в Католической церкви 27 марта.

Содержание

Жизнеописание

Его отец Серджун ибн Мансур служил при дворе халифа Абд ал-Малика ибн Марвана в Дамаске в звании «великого логофета», то есть откупщика. Впоследствии его сменил сам Иоанн. Этнически Иоанн принадлежал, вероятно, к эллинизированным арабам. По преданию он учился вместе с братом Косьмой (впоследствии епископ Маюмский) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). Около 736 года принял пострижение в монастыре святого Саввы близ Иерусалима и вероятно был рукоположен во священника.[1]

В период иконоборчества выступал в защиту почитания икон, автор «Трёх защитительных слов в поддержку иконопочитания», в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «поклонение», подобающее только Богу, и «почитание», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Иконоборческий собор 754 года четырежды подверг анафеме Иоанна, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.

Скончался около 753 года[2] (по другим данным около 780 года[3]) и был погребён в лавре Саввы Освященного возле раки с мощами преподобного Саввы. В правление императора Андроника II Палеолога (1282—1328 гг.) его мощи были перенесены в Константинополь. В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (близ с. Пендакомо, Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция).[1]

Уже в конце VIII века Иоанн Иерусалимлянин составил его первое жизнеописание. В XI веке, когда Антиохия была завоевана сельджуками, монах монастыря св. Симеона, в окрестностях Антиохии, Михаил, знакомый с греческим и арабским языками, написал по-арабски житие Иоанна Дамаскина, на основании различных полезных историй, о чем он сам говорит во введении.

Икона «Троеручица»

Основная статья: Троеручица

По преданию, с именем Иоанна связывают возникновение одного из типов икон Богородицы. Когда в Византии возникла ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришёл в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая воспроизводится на многих списках иконы, получившей именование «Троеручица»[3]. Также в благодарность об исцелении им было написано песнопение «О Тебе радуется…».

Сочинения

Иоанн Дамаскин известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице.

Иоанном был написан ряд канонов, особых песнопений палестинского типа, с IX в., вошедших в употребление восточной Церкви. Им были написаны Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников. Кроме того, считается, что Иоанн составил «Октоих» (Осмогласник, Октай).

В некоторых рукописях автор греческой версии знаменитой христианской переработки «Жития Будды», т.н. «Повести о Варлааме и Иоасафе» «инок Иоанн» отождествляется с Иоанном Дамаскиным. Наука отвергает это отождествление.

В искусстве

Кантата для хора и оркестра «Иоанн Дамаскин», написанная русским композитором Сергеем Ивановичем Танеевым на слова A. К. Толстого (op. 1) в 1884 году.

Примечания

  1. ? 1 2 Иоанн Дамаскин // Православная энциклопедия. Т. 24, С. 27-66
  2. ? Иоанн Дамаскин // Большая советская энциклопедия
  3. ? 1 2 Преподобный Иоанн Дамаскин на сайте Православие.Ru

Литература

  • Иоанн Дамаскин // Православная энциклопедия. Том XXIV. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010 .— С. 27-66. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8

Русские переводы

  1. Полное собрание творений Св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913.
  2. Творения преподобного Иоанна Дамаскина Источник знания Пер. с греч. и коммент. Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сагарды, Н.И. Сагарды. — М.: Индрик, 2002. — 416 с. — (Святоотеческое наследие. Т. 5) ISBN 5-85759-186-4
  3. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники / Пер. свящ. Максима Козлова и Д. Е. Афиногенова (М. 1997). Стр. 194—201 ISBN 5-7248-0044-6

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.