О броненосце русского флота см. Иоанн Златоуст (броненосец).
Иоа?нн Златоу?ст
??????? ? ???????????
Святой Иоанн Златоуст. Византийская мозаика
Рождение:
около 347
Антиохия
Смерть:
14 сентября 407(0407-09-14)
Команы, Понт
Почитается:
в Православии
в Католицизме
в Англиканской церкви
в Лютеранстве
в Древневосточных церквах
В лике:
святителя
День памяти:
в православии — 30 января (12 февраля) и 13 (26) ноября, в католицизме — 13 сентября
Труды:
многочисленные богословские сочинения
Подвижничество:
пастырство
Иоа?нн Златоу?ст (греч. ??????? ? ???????????; ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
Иоанн Златоуст — христианский святой, почитаемый в лике святителей. Преставился 14 сентября 407 года, но ради праздника Воздвижения Креста Господня память в Православии перенесена на 13 (26) ноября. Православная церковь также совершает его память в Соборе трёх святителей 30 января (12 февраля). В Католической церкви память Иоанна Златоуста совершается 13 сентября.
Родился в Антиохии около 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов (Либаний считал его лучшим учеником), рано обратился к углублённому изучению Священного Писания. Святитель Мелетий Антиохийский наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором Мопсуестийским учился в местной богословской школе у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провёл святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединённой пещере.
Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
В 386 году святой Иоанн был рукоположен во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические. Слава пастыря и проповедника росла.
В 397 году, после кончины Константинопольского патриарха, архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру в качестве патриарха. Он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395—408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своём поучении о суетных женщинах имел в виду её. Суд, составленный из иерархов, обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия.
Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришёл приказ перевести его в глухой Пифиунт (Пицунду, в Абхазии). Истощённый болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошёл ко Господу 14 сентября 407 года.
Святитель Иоанн Златоуст был погребён в Команах. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!».[1] Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 года мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова.[2] В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в церкви святого Георгия в Стамбуле.
Т. 1. С предисловием А. П. Лопухина. 1895. CXII, 883 стр.
Т. 2. 1896. 979 стр.
Т. 3. 1897. 962 стр.
Т. 4. 1898. 923 стр.
Т. 5. 1899. 1007 стр.
Т. 6. 1900. 982 стр.
Т. 7. 1901. 912 стр.
Т. 8. 1902. 1011 стр.
Т. 9. 1903. 1008 стр.
Т. 10. 1904. 992 стр.
Т. 11. 1905. 1008 стр.
Т. 12. 1906. 1587 стр.
СПб.: Сойкин. Т. 1-8. 1914—1917.
переизд.: М., 1991-.
Турилов А. А., Фомина М. С. Слово Иоанна Златоуста «О святой Троици и о твари, и о суде Божьем» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2000. № 2. С. 110–118. (издание древнейшего полного древнерусского текста)
Новые переводы:
Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. М.: Наука. 1968. С. 87-103.
Вестник древней истории. 2004. № 2-3.
Иоанн Златоуст. Четыре огласительные гомилии (серия Пападопуло-Керамевса). / Пер. И. В. Пролыгиной. // ВДИ. 2005. № 1. С. 261—281. № 2. С. 208—219.
Исследования
Малышевский И. И. Св. Иоанн Златоуст в звании чтеца, в сане диакона и пресвитера. Киев, 1892. 265 стр.
Григоревский М. С. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. Архангельск, 1901. 234 стр.
Никольский С. Я. История церквей Антиохийской и Константинопольской за время св. Иоанна Златоуста по его творениям. Ставрополь-Кавказский, 1905. Отд. 1. 164 стр. Отд. 2. 184 стр.
Стенпковский Н. В. Подлинность литургии св. Иоанна Златоуста на основании его писаний. Почаев, 1888. 158 стр.
Грыжанкова М. Ю. Иоанн Златоуст в социуме ранней Византии и России. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2002. 83 стр.
Брендле Р. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик. / Пер. с нем. М., 2008. 208 стр.
О рецепции:
Древние жития Святителя Иоанна Златоуста: тексты и комментарий. / Пер., вступ. ст., комм. А. С. Балаховской, общ. ред. А. И. Сидорова. М., ПСТГУ, 2007. 523 стр. ISBN 978-5-7429-0267-6
Древнегрузинский перевод «Жития Иоанна Златоуста» и его особенности. Тб.: Мецниереба, 1987. 191 стр. (на груз. яз. с рус. резюме)
Иоанн Златоуст в древнерусской и южнославянской письменности XI—XVI веков: Каталог гомилий. СПб: Дмитрий Буланин, 1998. 209 стр. ISBN 5-86007-093-4
Литература
Иоанн Златоуст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Митрофан •Александр •Павел I •Евсевий •Македоний I •Евдоксий •Димофил •Евагрий •Григорий I •Максим I Киник •Нектарий •Иоанн Златоуст
V век
Арсакий •Аттик •Сисиний I •Несторий •Максимиан •Прокл •Флавиан •Анатолий •Геннадий I •Акакий •Фравита •Евфимий •Македоний II
VI век
Тимофей I •Иоанн II •Епифаний •Анфим I •Мина •Евтихий •Иоанн III Схоластик •Иоанн IV Постник •Кириак
VII век
Фома •Сергий I •Пирр I •Павел II •Петр •Фома II •Иоанн V •Константин I •Феодор I •Георгий I •Павел III •Каллиник I
VIII век
Кир •Иоанн VI •Герман I •Анастасий •Константин II •Никита I •Павел IV •Тарасий
IX век
Никифор •Феодот I (Милиссин-Касситера) •Антоний I •Иоанн VII •Мефодий I •Игнатий (Никита) •Фотий I Великий •Стефан I •Антоний II Кавлея
X век
Николай Мистик •Евфимий •Стефан II •Трифон •Феофилакт •Полиевкт •Василий I Скамавдрин •Антоний III Студит •Николай II Хрисоверг •Сисиний II
XI век
Сергий II Мануилит •Евстафий •Алексий Студит •Михаил Керуларий •Константин III Лихуд •Иоанн VIII Ксифилин •Козьма I Иерусалимит •Евстратий Гарида •Николай III Кирдиниат Грамматик
XII век
Иоанн IX Агапит •Лев Стипп •Михаил II Курку (Оксеит) •Козьма II Аттик •Николай IV Музалон •Феодот II •Неофит I •Константин IV Хлиарин •Лука Хрисоверг •Михаил III •Харитон Евгениот •Феодосии Ворадиот •Василий II (Филакопул) •Никита II Мунтан •Леонтий Феотокит •Досифей •Георгий II Ксифилин •Иоанн X
XIII век
Михаил IV Авториан •Феодор II Ириник (Копа) •Максим II •Мануил I (Харитопул) •Герман II •Мефодий •Мануил II •Арсений (Авториан) •Никифор II •Герман III (Лаз Маркуца) •Иосиф I •Иоанн XI Векк •Григорий II (Георгий) Кипрский •Афанасий I •Иоанн XII (Козьма)
XIV век
Нифонт I •Иоанн XIII Гликис •Герасим I •Исайя •Иоанн XIV Калека •Исидор I Вухирас •Каллист I •Филофей Коккин •Макарий •Нил •Антоний IV •Каллист II Ксанфопул •Матфей
XV век
Евфимий II •Иосиф II •Митрофан II •Григорий III •Афанасий •Геннадий Схоларий •Исидор II Ксанфопул •Софроний Сиропул •Иоасаф I Кокка •Марк II Ксилокарав •Симеон I •Дионисий I •Рафаил I •Максим III •Нифонт II •Максим IV •Иоаким I
XVI век
Пахомий I •Феолепт I •Иеремия I •Иоанникий •Дионисий II •Иоасаф II •Митрофан III •Иеремия II •Пахомий II •Феолепт II •Матфей II •Гавриил I •Феофан I •Мелетий I Пегас
XVII век
Неофит II •Рафаил II •Кирилл Лукарис •Тимофей II •Григорий IV •Анфим II •Кирилл II Контари •Афанасий Цареградский •Неофит III •Парфений I •Парфений II •Иоанникий II •Кирилл III •Паисий I •Парфений III •Гавриил II •Парфений IV •Феофан II •Дионисий III •Климент •Мефодий III •Дионисий IV •Герасим II •Афанасий IV •Иаков •Каллиник II •Неофит IV
XVIII век
Гавриил III •Неофит V •Киприан I •Кирилл IV •Афанасий V •Косьма III •Иеремия III •Кирилл Проусский •Каллиник III •Паисий II •Серафим I •Неофит VI •Кирилл V •Каллиник IV •Серафим II •Иоанникий III •Самуил I •Мелетий II •Феодосий II •Софроний II •Гавриил IV •Прокопий I •Неофит VII •Герасим III •Григорий V
XIX век
Каллиник V •Иеремия IV •Кирилл VI •Евгений II •Анфимий III •Хрисанф •Агафангел •Константий I •Константий II •Григорий VI •Анфим IV •Анфим V •Герман IV •Мелетий III •Анфим VI •Кирилл VII •Иоаким II •Софроний IV •Иоаким III •Иоаким IV •Дионисий V •Неофит VIII •Анфим VII •Константин V
XX век
Герман V •Мелетий Метаксакис •Григорий VII •Константин VII •Василий III •Фотий II •Вениамин •Максим V •Афинагор •Димитрий •Варфоломей I
Список разбит по векам (исходя из даты начала патриархата)
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.