• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Иувеналий (Масловский)

Архиепископ Иувена?лий (Ювеналий, в миру Евге?ний Алекса?ндрович Масло?вский; 15 (27) января 1878, город Ливны, Орловская губерния — 25 октября 1937, Томск) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Рязанский и Шацкий (1928—1936), архиепископ Курский и Обоянский (1923—1925).

Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. Архиепископ Иувена?лий (Ювеналий, в миру Евге?ний Алекса?ндрович Масло?вский; 15 (27) января 1878(18780127), город Ливны, Орловская губерния — 25 октября 1937, Томск) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Рязанский и Шацкий (1928—1936), архиепископ Курский и Обоянский (1923—1925).

Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году.

Содержание

Семья и образование

Родился в семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Окончил гимназию, Казанскую духовную академию (1903 год) со степенью кандидата богословия.

Монашество и настоятельство

10 февраля 1901 года пострижен в монашество. С 25 февраля 1901 года — иеродиакон, с 3 июня 1902 года — иеромонах.

С 1903 года — член Урмийской духовной миссии (в Персии).

С 1904 года — преподаватель Псковской духовной семинарии.

С 4 октября 1906 года — настоятель общежительного Спасо-Елеозарова монастыря Псковской епархии; 6 октября епископом Псковским Арсением (Стадницким) возведён в сан игумена[1].

С 23 октября 1910 года — настоятель Юрьевского Новгородского первоклассного монастыря, 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

Архиерей

Высочайшим повелением от 29 июля 1914 года назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии (вместо Евдокима (Мещерского))[2]. Хиротонисан во епископа 24 августа того же года в Петербурге. Прибыл в Тулу 9 сентября 1914 года)[3].

Тульский епископ

С 28 июля 1917 года — епископ Тульский и Белевский.

Участник Поместного собора Собора 1917—1918 годов.

С 1919 года — епископ Тульский и Веневский. С 1920 года — епископ Тульский и Одоевский.

В 1922 году на колокольне тульской Крестовоздвиженской церкви была найдена икона Божьей Матери. К церкви началось массовое паломничество, перед иконой совершались непрерывные молебные пения. Власти разогнали народ, отняли икону и арестовали свыше 50 человек, в том числе и епископа Иувеналия, который некоторое время находился в тюрьме, но затем был освобождён.

Курский архиепископ и заключение в Соловках

С 17 октября 1923 года — архиепископ Курский и Обоянский. В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Работал сторожем. Участвовал в составлении «Соловецкого послания» находившихся в лагере архиереев советским властям, в котором предлагалось проводить в жизнь принцип взаимного невмешательства государства и церкви в дела друг друга.

В условиях лагерного заключения начал трудиться над «Архиерейским Торжественником», составившим впоследствии три тысячи страниц (в совершенстве знал церковный устав и поражал своих современников исключительной памятью на церковные песнопения). Сделал попытку связать практику древне-русских архиерейских служб, содержащихся в Чиновниках Московского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора, Нижегородского Преображенского собора и Новгородского Софийского собора с современной церковной практикой, подведя различные местные особенности под единые правила для всех архиерейских служб. Рукопись была утрачена в 1935 году (она находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне).

Рязанский архипастырь

Поддержал церковно-политический курс митрополита Сергия (Страгородского) и его «Декларацию», в которой содержались существенные уступки советской власти. По его ходатайству был освобождён из лагеря. В мае 1928 года митрополит Сергий направил архиепископа Иувеналия для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» митрополиту Ярославскому Агафангелу. Владыке удалось смягчить конфликт между двумя митрополитами.

С 27 апреля 1928 года — архиепископ Рязанский и Зарайский. С 7 августа 1929 года — архиепископ Рязанский и Шацкий.

Был известен современникам как любящий, добрый, молитвенно настроенный пастырь:

«При произнесении им проповедей чувствовалось, что все, к чему он нас призывает, не отвлеченные истины, а это его внутренняя жизнь, то, чем живет он сам. Его молитвенная настроенность передавалась и всем верующим, и мы были не просто слушателями, а одной семьей с отцом-архипастырем во главе. Владыка был вдохновенным оратором, и все его богослужения сопровождались поучениями, и мы ждали его проповедей»

— Из воспоминаний современников

Принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме архиепископа, но был кем-то выдан, вновь арестован и сослан. Вернувшемуся из ссылки игумену Кириллу (Зеленину) дал приход, а после того, как власти изгнали его за организацию общины верующих и работу с молодёжью, также скрывал и его, спустя некоторое время направив на новый приход. О переживаниях владыки в конце его пребывания на Рязанской кафедре, можно судить по следующим его словам: «Жить стало трудно, никому нельзя довериться, так как не знаешь, какими людьми окружен. Люди продают себя и становятся агентами ГПУ».

Арест и пребывание в Сиблаге

22 января 1936 году был арестован, отправлен в Москву (содержался в Таганской и Бутырской тюрьмах) и приговорён к пяти годам лагерей. Обвинён в том, что «являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея, он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь…» (под юбилеем имелось в виду 20-летие архиерейский хиротонии, которое состоялось еще в 1934 году).

Был этапирован в Сиблаг, куда прибыл 15 июля. Примерно в это время писал в одном из писем: «Как бы мне хотелось поделиться с Вами всем, что пришлось пережить за последнее время. Сколько назидательного, утешительного, отрадного, мистического. Отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам. На каждом шагу, при всех трудностях и тяжести вижу руку Божию, охраняющую, спасающую, утешающую, ласкающую, увеселяющую…».

Был направлен в лагпункт в селе Чистюнька при станции Топчиха Томской железной дороги, затем в лагпункт села Ворошиловка. Работал счетоводом-картотетчиком в финансовой части, бухгалтером, на общих работах (по десять часов в день), заведующим кладовой рабочего инструмента, сторожем. 30 июня 1937 года по состоянию здоровья переведён в Томскую инвалидную трудовую колонию.

Последний арест и мученическая кончина

Был арестован и 13 октября 1937 года Особым Совещанием при УНКВД по Новосибирской области приговорён к расстрелу. В ночь с 24 на 25 октября расстрелян на Каштачной горе в Томске, где и похоронен в общей могиле.

Прославлен в Соборе Рязанских святых 23 июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Почитание

В Рязани создан Фонд священномученика Иувеналия Рязанского. 25 октября 2004 года в рязанском Театре на Соборной состоялось торжественное заседание, посвященное памяти священномученика Иувеналия. В заседании приняли участие архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, вице-губернатор, председатель правительства Рязанской области Андрей Ярин, представители Рязанской епархии, властных структур и общественности города.

В 2004 году митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов) ушёл на покой и принял схиму с именем священномученика Иувеналия (Масловского), служившего на Курской кафедре до заключения в Соловки.

Труды

Примечания

  1. ? «Псковскія Епархіальныя В?домости». 16 — 31 октября 1906, № 20, Часть неоффиціальная, стр. 506—507.
  2. ? «Тульскія Епархіальныя В?домости». 15 — 22 августа 1914, № 31—32, Часть оффиціальная, стр. 338.
  3. ? «Тульскія Епархіальныя В?домости». 1 октября 1914, № 37, Часть Неоффиціальная, стр. 538.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.