Православный собор | |
Спасо-Преображенский собор
|
|
|
|
Страна | Россия |
Город | Суздаль |
Конфессия | Православие |
Епархия | Владимирская и Суздальская |
Тип здания | Крестово-купольный храм |
Строительство | 1507—1594 годы |
Приделы | Евфимьевский придел (1507—1511) |
Состояние | храм-музей |
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 633-006 |
Спасо-Преображенский собор — храм, расположенный на территории Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, памятник русского зодчества конца XVI века. В настоящее время Спасо-Преображенский собор входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Содержание |
История строительства и архитектура
Собор появился в XVI веке на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения. В 1507—1511 годах была построена маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора).
Спасо-Преображенский собор был выполнен в древних традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского кремля. Однако в ходе неоднократных перестроек в последующие столетия его внешний облик был несколько искажён. В XVIII веке вокруг стен собора была выстроена галерея, а во второй половине XIX века с севера пристроен придел Сергия Радонежского. В результате этих изменений облик собора заметно изменился: его южный притвор стал частью паперти, вместе с новым приделом окружившей храм с трёх сторон.
В XVII веке собор был украшен наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру традиционным для владимиро-суздальской архитектуры аркатурно-колончатым поясом, в который вклиниваются растёсанные в более позднее время окна. С восточной стороны к собору примыкают алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников. Центральная часть здания увенчана пятью барабанами с луковичными куполами, два купола поменьше завершают приделы собора. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.