Православный храм | |||
Успенский собор Иверского монастыря
|
|||
|
|||
Страна | Россия | ||
Город | Валдай | ||
Конфессия | Православие | ||
Епархия | Новгородская и Старорусская | ||
Тип | общежительный | ||
Строитель | Аверкий Мокеев | ||
Основатель | патриарх Никон | ||
Строительство | 1653—1655 годы | ||
Реликвии и святыни | чудотворная икона Божьей матери «Иверская» | ||
Статус |
|
||
Состояние | действующий храм | ||
Сайт |
Успенский собор Иверского монастыря — православный храм в Валдайском Иверском монастыре.
Содержание |
История
На самом красивом и высоком месте Валдайского острова в 1656 году было возведено первое кирпичное строение — собор Иверской Богоматери, позднее получивший название Успенского.
Собор является главным сооружением Иверского монастыря. Он отличается большими размерами и монументальностью. Это одна из самых крупных построек XVII века в России.
Он задумывался Патриархом Никоном, как архитектурный образец. Избрав место для постройки каменного соборного храма, патриарх Никон освятил его молитвою. 14 мая 1655 года началось строительство. Руководил строительством «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев, присланный из Калязинского Свято-Троицкого монастыря. Помощником был плотнический мастер Иван Белозер, а приставом при постройке боярский сын Артемий Токмачев. Через год строительство завершилось.
Архитектура
Соборный Иверский храм представляет образец самобытного русского церковного зодчества ХVII века.
Храм пятиглавый, трехнефный, шестистолпный, построен в виде продолговатого квадрата; восточная сторона выдаётся тремя апсидами. Вокруг всего храма галерея (с четырёх сторон, что характерно только для Никоновских постоек) с входными тремя крыльцами; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажные, в виде часовен, с небольшими позолоченными крестами, такой же крест и на входном крыльце.
Своды собора поддерживаются шестью массивными столбами. Свет льется с боков сквозь широкие окна (по три на каждой из трёх сторон, что также характерно только для Никоновских постоек), а сверху — через окна пяти куполов. Длина собора от алтарной стены, до входных паперть дверей — 6,8 метров, а ширина 21,7 метров, В алтаре — деревянные хоры(не сохранились), вход на которые из ризницы, а в самом храме хоры каменные, находящиеся над входною дверью в храм, вход на которые — с северной стороны в стене.
По стенам алтаря и храма имеются фрески XIX века, написанные масляными красками. Фрески были на 60 % утрачены в советское время, а в 2010-е годы полностью восстановлены и отреставрированы проектно-строительным предприятием «Китеж». Так, при входе в собор по правую сторону дверей, изображено принесение в Иверскую обитель чудотворного образа Иверской Божией Матери, а по левую — чудесное явление мощей св. Иакова во время ледохода на реке Мсте, чудесное явление св. Иакова одному больному священнику и проч. Пол в храме сделан из путиловской плиты.
Престол в XVII веке был установлен на четырёх каменных столбах, на каменной площадке; с передней стороны к нему примыкает каменная ступень; на престоле чеканная посеребренная одежда и над ним резная вызолоченная сень. Против престола, на восточной стороне, на Горнем месте под резным вызолоченным балдахином — изображение Христа Спасителя, сидящего на престоле в виде архиерея с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. По обеим сторонам этого образа были изображены св. двенадцать апостолов, св. апостол Иаков, брат Божий, св. апостол Никанор, св. священномученик Ириней Лионский и св. Стефан Сурожский.
Сам алтарь трехчастный с тремя окнами; в ризнице в 1841 году устроен придел во имя Иверской иконы Божией Матери (сейчас не существует), а главный престол в 1710 году был переименован во имя Успения Божией Матери(освящен митрополитом Новгородским Иовом). Это произошло при восстановлении собора, сильно пострадавшего от пожара в 1704 году. В 2008 году Святейшим патриархом Алексеем II, главный престол (единственный на сегодняшней день) был опять освящен во имя Иверской иконы Божией Матери. Иконостас в этом храме величественный, пятиярусный, резной, деревянный, вызолоченный червонным золотом, венчающийся Распятием (полностью сейчас восстановлен по старинным описаниям).
Реставрация фресок
К сожалению, живопись собора в целом сохранилась плохо: некоторые композиции совсем отсутствуют, многие представлены лишь отдельными красочными фрагментами, и лишь на немногих красочный рисунок читается достаточно хорошо.
На протяжении всего периода реставрации усилиями архиепископа Великого Новограда и Старорусского Льва, главы администрации Валдайского района — Дряницына А. З., начальника ПТО ФГУП «Дирекции по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном Федеральном округе» — Борщёва В. А. и представитель генподрядчика "Строительный холдинг «АРС-центр» — Киселева Э. М.
Следующим этапом реставрационных работ, после укрепления и расчистки, стало подведение отсутствующего левкаса. Эта часть реставрационных работ в Иверском соборе имеет свою особенность. Художники-реставраторы выполняют не просто тонировки, но тонировки с элементами реконструкции. На участки нового грунта художники нанесли красочный слой, одновременно дописывая недостающие детали композиции. Именно таким образом была выполнена композиция нижней южной части западной стены «Встреча патриархом Никоном с братией иконы Иверской Богоматери».