• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Благовещенский собор Казанского кремля

 памятник архитектуры (федеральный)

Православный собор
Благовещенский собор
Kazan church in Kremlin.jpg
Страна Россия
Город Казань
Координаты 55°47?59.5? с. ш. 49°06?22? в. д.? / ?55.799861° с. ш. 49.106111° в. д. (G) (O)
Конфессия Православие
Епархия Казанская
Тип здания Собор (храм)|Собор
Основатель Иван IV
Строительство 1555—1562 годы
Статус
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 1610053018объект № 1610053018
Состояние действующий
Сайт Официальный сайт

Благовещенский собор Казанского кремля — выдающийся памятник русской архитектуры XVI века.

Содержание

История

Собор сооружён в 1562 известным псковским архитектором Постником Яковлевым, создателем Собора Василия Блаженного в Москве.

Каменный собор был сооружён на месте деревянной церкви, заложенной самим царем и построенной за три дня 4 — 6 октября 1552 года, сразу после взятия города.

28 июля 1555 храм стал кафедральным собором новообразованной Казанской епархии, первым предстоятелем которой стал святой Гурий.

Собор представляет собой пятиглавый трехапсидный храм с двумя боковыми приделами — Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. В XVII веке с северной стороны был пристроен каменный храм во имя Рождества Христова, соединявшийся с собором неотапливающимся коридором. В 1736 году к западной части собора была пристроена кирпичная одноэтажная трапезная с крыльцом, а шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными.

В конце XVI — начале XVII века была сооружена каменная пятиярусная колокольня, затем многократно перестраиваемая. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани. Его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). К сожалению этот уникальный памятник снесли в советский период.

Первоначально собор был расписан фресками: три фрагмента сохранилось в храме и два в алтарной части. В XIX веке собор был расписан известным иконописцем Сафоновым. Фрески сводов в трапезной части храма рассказывают об истории обретения иконы Казанской Божьей матери. В алтарной же части одна из сохранившившихся фресок XVII века изображает икону Казанской Божьей матери, которая писалась с явленной иконы.

Собор сильно пострадал во время пожара в 1815.

В 1892 году ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии, оставивший подробное описание собора[1][2].

В сентябре 1918, во время боёв за Казань с «белочехами», собор подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны частей РККА, в результате чего были разрушены все 5 куполов.

С сентября 1918 по май 1919 собор был закрыт и опечатан, а кремль объявлен военным городком; было дозволено вынести из собора несколько чтимых икон, и раку с мощами архиепископа Гурия, Казанского чудотворца.

С 7 апреля 1920 по 1925 в соборе проводились службы, после чего он был закрыт и передан в ведение Республиканского Государственного архива, который находился в соборе вплоть до 1996. Во время реставрационных работ под собором была найдена келья святого Гурия - первого архипастыря Казани. В настоящее время келья отреставрирована. Благовещенский собор представляет собой одновременно и некрополь, поскольку здесь с XVI века до революции 1917 года нашли упокоение многие из Казанских архиепископов. К сожалению не все захоронения сохранились до наших дней.

Реставрация 1855 года

24 августа 1842 года в Казани снова бушевал страшный пожар, пострадали почти все городские храмы, Петропавловский собор, сгорел комплекс зданий духовной семинарии, семинария была переведена в здание Казанского духовного училища, а училище переведено в Свияжский Успенский монастырь. Благовещенский собор, расширение которого завершилось лишь два года назад , вновь нуждался в ремонте. Уже через 2 года храм был восстановлен. В 1855 году были поновлены иконы в 5-ярусном иконостасе, для чего был приглашен владимирский иконописец Тимофей Гагаев (спустя десять лет также поновивший иконостас Петропавловского собора). Очередное поновление было выдержано в византийском стиле.

После реконструкции середины 19 века иконостас выглядел так: в нижнем, местном ряду, по правую сторону от царских врат иконы Господа Вседержителя сидящего на престоле, Св.Троицы, сошествия Господа Иисуса Христа во ад и Воскресения Христова; по левую – Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Святителя Гурия. Все иконы были в серебряных ризах. На южных и северных дверях были изображены архангелы Гавриил и Михаил. Во втором ярусе 12 праздников, а в центре над бронзовыми царскими вратами-Тайная вечеря. В третьем, деисусном ряду в центре – Вседержитель, по сторонам предстоящие Божия Матерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов; в четвертом, пророческом ряду в центре – Знамение Божией Матери и шестнадцать пророков по сторонам; в пятом праотеческом ряду в центре– Господь Саваоф с предстоящими по сторонам праотцами. Иконостас венчал крест. Три иконы деисусного ряда иконостаса находятся сейчас в экспозиции Музея изобразительных искусств Республики Татарстан: это древний образ предсоящего апостола Павла 16 века, тонкого одухотворенного письма, и позднейшие иконы св. Георгия и св. митрополита Алексия московского, датируемые XVIII веком, написанные также в каноническом стиле, но в достаточно примитивной провинциальной манере.

Раскрытые в ходе реставрации рубежа 20-21 века фрески собора общей площадью несколько тысяч квадратных метров, были написаны артелью известного иконописца Вязниковского уезда Владимирской губернии Н.Л. Софонова, расписавшего многие храмы в 19 веке. Подробнейший план росписи с указанием и расположением всех сюжетов составил архиепископ Казанский и Свияжский (с 16 апреля 1867 года по 8 ноября 1879 года) Антоний Амфитеатров, который лично контролировал работу артели.

Своды новой пристроенной с запада теплой трапезной части собора были украшены уникальным циклом росписей, связанным с историей Казани. Фрески изображают: обретение и прославление чудотворной Казанской иконы Божией Матери; рукоположение митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретение митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия, также на стенах собора изображены святые, которым были посвящены казанские храмы, в том числе свв. Киприан и Иустиния, Кизические мученики, благоверные князья Феодор, Давид и Константин.

XX век

Реконструкция 1909 года

Следующая капитальная реконструкция собора была проведена в 1906-09 гг. По проекту казанского епархиального архитектора (1894-1912 ) Федора Николаевича Малиновского (1864-?) пол на солее и в алтаре был выложен узорчатой мраморной плиткой, сохранившейся до настоящего времени, поновлена стенная живопись. В храме было устроено паровое отопление и электрическое освещение. После реконструкции левый придел был освящен во имя святителя казанского Гурия.

Колокольня

В 1630-1640 гг. по благословению казанского митрополита Матфея, рядом с собором была воздвигнута белокаменная колокольня высотой более 50 метров, , построенная на месте деревянной звонницы, упоминаемой в писцовых книгах 16 века: «соборная колокольница на площади деревянная, а на ней колокол благовестный большой с очапом, да два колокола средние, да два зазвонные меньшие, все колокола Государевы казны». В первом ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани, его вес составлял 1.500 пудов (около 24570 кг).

В XVIII веке колокольня имела часы с боем, а рядом с колокольней, в ограде, окружавшей собор, была надвратная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, разобранная при архиепископе Казанском и Симбирском (1785 -1799) Амвросии Подобедове.

Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части собора, по высоте 5-ярусная колокольня лишь немного уступала башне Сююмбике. Три яруса огневидных кокошников восходили от последнего яруса к основанию купола (первоначально шлемовидного). По мнению М. Пинегина колокольня представляла собой «сочетание татарского вкуса с древне-русским: первые этажи возведены под сильным влиянием архитектуры соседней Сююнбекиной башни, а у верхних – стиль колокольни Ивана Великого. Вместо крыши она живописно покрыта разными теремками…». Колокольня увенчивалась «прорезным крестом с венцом и голубицею Ноева ковчега».

В 1928 году Колокольня Благовещенского собора была разрушена. Сейчас на ее месте находится сквер, к югу от собора.

Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь св. мученицы Ирины, в конце XVIII в. из-за ветхости он был закрыт. Усердием архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 г. был возобновлен на средства казанского купца, городского головы (1830 по 1832 г.) Никифора Осиповича Чижова и освящен во имя казанского чудотворца св. Германа.

Ризница собора

В 40-е годы XIX века в западной части трапезной было устроено потаенное помещение для богатейшей соборной ризницы. В ризнице хранились: иконы, драгоценные литургические сосуды, вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов; редкостной работы иерейские и архиерейские облачения; золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами и другие соборные святыни из которых можно особо выделить:

    1. девять древних митрополичьих клобуков, в том числе два сделанных лично святителем Варсонофием казанским,
    2. плащаница XVI века вышитая княгиней Темкиной-Ростовской
    3. рукописное евангелие XV века,
    4. саккос вышитый в технике золотного и лицевого шитья в Строгановских мастерских, и подаренный лично братьями Строгановыми казанскому митрополиту Лаврентию в XVII веке (саккос хранится в музее РТ)
    5. обитое малиновым бархатом односторонне седло, на котором казанский иерархи совершали в Вербное Воскресение «обряд тожественного шествия на осляти»
    6. До 1918 года в кафедральном Благовещенском соборе хранилась принадлежавшая святителю Гурию икона – Святцы строгановского письма
    7. угловая часть гроба святителя Гурия
    8. золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов,
    9. В Национальном музее РТ хранится рукописное Евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием;
    10. Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года;
    11. Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), которое использовалось лишь раз в год – в первый день Пасхи;
    12. древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного;
    13. серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и царевной Софьей;
    14. серебряная чаша – подарок императрицы Анны Иоанновны
    15. Панагия с 209 бриллиантами, лично пожалованный митрополиту Вениамину императрицей Екатериной II и крест со множеством бриллиантов, извлеченных из собственных украшений Екатерины.

В ризнице также хранились саккосы золотного шитья, в том числе строгановской школы, также украшенные драгоценными камнями, особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона. Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг., также в ризнице хранились митрополичьи клобуки и шапки.

29 августа 1919 года казанские чекисты планировали конфисковать соборную ризницу «как не имеющую исторического значения» с последующей утилизацией. И лишь благодаря мужеству казанского искусствоведа Петра Максимилиановича Дульского и профессора Казанского Университета (1918-22) Иринарха Аркадьевича Стратонова, удалось частично сохранить собрание ризницы Благовещенского собора. Дульский и Стратонов, несмотря на волну классового террора со стороны большевиков, волну арестов и расстрелов, захлестнувших город, смело обратитились к председателю губисполкома Николаю Антипову и доказали историческую ценность ризницы главного собора Казани, а также нашли понимание и поддержку у наркома просвещения РСФСР А.В. Луначарского и известного искусствоведа И.Э. Грабаря. Уцелевшее содержимое ризницы передали на хранение в Губернский музей (ныне национальный музей Республики Татарстан).

Библиотека Благовещенского собора

Собор обладал ценнейшим собранием старопечатных и рукописных книг XVI-XVII вв. После разорения собора большевиками значительная часть книг из коллекции Благовещенского собора пополнила фонд Казанского университета. На всех книгах из церковной ризницы сохранилась рукописная помета «К.К.С.» (Казанский кафедральный собор). Многие книги были подарены храму от именитых особ, церковных иерархов.

Среди чудом уцелевших ценнейших книжных экземпляров соборной коллекции, хранящихся ныне в Национальном музее Республики Татарстан, – Ефремово (по имени митрополита Казанского Ефрема) Евангелие, напечатанное в Москве в 1606 году «мастерством Анисима Михайлова сына Радишевского – волынца и прочих любезно трудившихся». Это Евангелие было подарено собору митрополитом Казанским Ефремом, венчавшим на царство в 1613 году первого из династии Романовых – царя Михаила Феодоровича, о чем в Евангелии имеется соответствующая надпись. Евангелие отличается редчайшими по красоте книжными миниатюрами, изображениями четырех евангелистов. Государев мастер Парфений не только расписал темперой исполненные типографским способом заставки, концовки, буквицы, но и, не придерживаясь строго рисунка миниатюр, превратил их в собственные красочные композиции, вызывающие восхищение неповторимым своеобразием.

Святыни собора

Главной святыней Благовещенского собора в течение столетий была рака с мощами строителя собора первосвятителя казанского Гурия. Святитель Гурий упокоился 5 декабря 1563 года и был похоронен за алтарем соборного храма Спасо-Преображенского монастыря. Спустя 31 год 4 октября 1595 года при закладке нового каменного храма монастыря мощи святителя были обретены нетленными и положены в новом монастырском соборе. 19 июня 1630 года св. мощи были перенесены казанским митрополитом Матвеем в Благовещенский собор и положены у северной стены в устроенной казанским дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым серебряную раку, на которую князь Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением святителя Гурия в рост. Над ней был сооружен резной золоченый балдахин на средства казанского ямского охотника Тимофея Шаланина. В середине XIX века казанский купец Петр Свешников устроил новую раку, на что пожертвовал 5000 рублей.

Около раки хранилась фелонь святителя Гурия шитая из шелковой узорчатой ткани – «камки» и его деревянный жезл, устроенный так, что престарелый святитель мог опираться на него грудью, что облегчало молитвенные бдения св. Гурия.

Праздничные службы святителю Гурию совершались 3 раза в год: 5 декабря в воспоминание его блаженной кончины, 20 июня – перенесения св. мощей его из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный собор и с особенной торжественностью 4 октября – в день обретения св. мощей, когда в собр из Казанского Богородицкого монастыря приходил крестный ход с чудотворной явленной иконой Казанской Богородицы. Особым императорским указом от 12 апреля 1854 г. этот день в Казани был объявлен нерабочим.

Келья Святителя Гурия

В ходе реконструкции собора в 1841 году под Борисоглебским приделом была открыта келья святителя Гурия – небольшая каморка, сложенная из того же волжского камня, что и собор, в которой святитель уединенно молился, как написано в Житии «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба» .

. На стене был обнаружен написанный, вероятно самим святителем, минеральными красками Нерукотворенный Образ Спасителя, краски которого становятся ярче год от года. Келья сразу стала объектом паломничества казанцев, вскоре для фрески был устроен киот, стены оштукатурили, с запада прорезали дверь. Несколько позднее на средства старосты собора В.Ф.Булыгина к келии была пристроена часовня, сохранившаяся до наших дней.

Некрополь Благовещенского собора

Захоронения в храмах были в традициях российской религиозности Такой привилегии удостаивались церковные иерархи, цари и великие князья, храмоздатели и ктиторы (лица, пожертвовавшие крупные суммы на монастыри и храмы). Так, великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира. В Архангельском соборе Московского кремля располагается усыпальница правителей Руси и России, начиная с Ивана Калиты (с 1340-по 1730). Усыпальница московских княгинь находилась в храме Спаса на Бору, а позднеев соборном храме Вознесенского монастыря Московского кремля. Императоры, начиная с Петра I, погребались в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В Успенском соборе Московского кремля – хоронили иерархов РПЦ (1326-1700).

Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 г. четвертый казанский владыка Вассиан. Последним – в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 году при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах.

В подклете Благовещенского собора, под алтарем главного храма находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 году архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) и архиепископом Павлом Лебедевым на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора. В этом храме нашли упокоение митрополит Лаврентий II (†1672), принявший перед смертью схиму с именем Левкия, митрополит Маркелл (†1698), позже под алтарем были похоронены архиепископы Афанасий (Соколов) (†1868), Владимир II (Иван Степанович Петров) († 2 сентября 1897)48, Дмитрий (Самбикин) (†1908)49, Никанор (Каменский) (†1910)50.

Вдоль северной стены главного храма похоронены архиепископ Вассиан (†1575), митрополит Матфей (†1646), митрополит Симон (†1649), митрополит Корнилий I (†1656), мирополит Иоасаф (†1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю.

Вдоль южной стены – митрополит Тихона III (Воинов) (†1724)39, архиепископы Павел I (Зернов) (†1815)40 и Иона (Павинский) (†1828).

В новом Борисоглебском приделе, построенном в 1841-1843 гг. по проекту Ф.И.Петонди, упокоились архиепископы Антоний (Амфитеатров) (†1879) и Павел II (Лебедев) (†1892). Близ Борисоглебского придела был погребен кафедральный протоиерей Виктор Петрович Вишневский (1804, 30 декабря 1885).

В 1907 г., в ходе капитального ремонта собора вскрыли пол и профессор Казанского университета А.И. Александров установил точные места погребений, после чего были установлены таблички с именами архиеерев.

Захоронения в подвальном храме собора и Борисоглебском приделе разорены в советское время. Захоронения в главном храме возможно сохранились.

Собор в советское время

В сентябре 1918 г Казань осадили красноармейцы. Ленин приказал выбить белочехов любой ценой – «Город не жалеть», – писал Ленин, и город не жалели: большевики прямой наводкой стреляли по кремлю из пушек, установленных на холме порохового завода – все пять куполов собора были разрушены прямыми попаданиями снарядов. Внешний облик был воссоздан только в ходе реставрации собора в 1973 -84 гг., незадолго до перестройки.

В 1918 году, овладев городом, большевики закрепились в кремле, объявив его военным городком, вход для горожан был закрыт, все организации выселены, все 7 кремлевских церквей – закрыты. Епархиальное управление по распоряжению временно управляющего епархией епископа Анатолия было перенесено из архиерейского дома в кремле в Иоанно-Предтеченский монастырь. Роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани – Казанский собор Богородицкого монастыря.

Верующим позволили вынести из собора только раку с мощами святителя Гурия и несколько икон. Св. мощи строителя Благовещенского собора перенесли в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря. После закрытия монастыря мощи были перенесены в Петропавловский собор, ныне почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, частица св. мощей вложена в воссозданную раку святителя в Благовещенском соборе.

Богатейшее собрание икон, литургических сосудов, мелкой пластики, шитья, рукописных и старопечатных книг и других церковных святынь было разграблено большевиками, многие ценности пропали бесследно. Сохранилось только 3 иконы из иконостаса (в музее ИЗО Казани), малая часть книг в библиотеке КГУ и музее РТ, и часть предметов из ризницы.

2 января 1922 года был издан декрет о ликвидации церковного имущества, в марте 1922 года Совнарком ТАССР создал комиссию по изъятию монастырских и церковных ценностей в составе А.А. Денисова (председатель), А.П. Галактионова и Г.С. Гордеева.

Часть икон, изъятых из казанских храмов, составила основу отдела древнерусского искусства в Казанском губернском музее (ныне Национальный музей республики Татарстан) из ризницы Благовещенского собора в музей забрали 85 предметов, уцелевших после разорения собора в первые годы советской власти.

В 1920 году власти позволили в соборе служить обновленцам, но в 1925 году снова закрыли храм и передали музейному отделу. В 1921 году некоторое время еще действовала домовая церковь во имя свтт. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских бывшего архиерейского дома, В 1922 году уничтожили колокольню. Несколько позднее разломали построенное по проекту архитектора Фомы Петонди крыльцо, ведущее в храм, так что дверь в собор еще долгое время находилась на 3 метра выше земли. В конце ноября 1923 года архимандрит Питирим (Крылов), настоятель Благовещенского собора, был арестован и сослан на 3 года в Соловецкий лагерь. В мае 1929 года Казгорсовет просил Президиум ТЦИКа разрешить разбор закрытых церквей, в том числе Благовещенского собора. Через месяц, учитывая острую нужду в строительных материалах Президиум ТЦИК разрешил Горсовету разобрать часть зданий кафедрального собора, к чему дал распоряжение приступить уже 27 июня 1929 года. Несмотря на то, что Государственная Академия Истории Материальной Культуры изучив состояние храма с 23 июня по 14 июля 1929 года нашла состояние кафедрального собора удовлетворительным, секретным постановлением от 26 ноября 1929 года за № 1107/с по вопросу разбора собора, Президиум ТЦИК и НКВД не увидели «необходимости в особом постановлении Президиума, так как церковь давно уже закрыта особым постановлением ТЦИК, и вопрос о разборе является лишь вытекающим из бывшего постановления о ликвидации»30 . В начале марта 1932 года ускоренными темпами начали ломать церковное крыльцо и разбирать на кирпич то, что осталось от колокольни. Но сам собор чудом уцелел.

Вскоре в церкви разместили Госархив ТАССР, устроив внутри четыре яруса деревянных перекрытий. В подвальном храме, служившем некрополем казанских архиереев устроили овощехранилище, в келье святителя Гурия устроили сторожку.

В 1977-1984 гг была проведена реставрация внешнего облика собора в формах 1841 года, восстановлены купола и барабаны (украинская «баня» и 4 маковки луковичной формы). В 1987 году центральный купол позолотили.

После реконструкций и реставраций, от первоначального храма XVI века сохранились центральный объем здания с тремя апсидами и шестью круглыми в сечении массивными столбами, поддерживающими свод: 2 столба в алтаре, 4 в храме. Столбы соединяются арками, образуя 12 сводов. К XVI веку также относятся основания двух боковых каменных приделов и фрагменты фресок.

Последняя реставрация в Благовещенском соборе была проведена в 1995-2005 гг. Указом М. Шаймиева в 1995 году церковь передали в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль». В 1997 году Государственный архив ТАССР перевели в другое здание.

Для реставрации интерьера собора был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора, который возглавил генеральный директор Ю.В. Павлов. Иконописные и живописные работы с 2000 г. осуществляло межобластное научно-реставрационное художественное управление при Министерстве культуры Российской Федерации. В работах по воссозданию икон главного иконостаса собора принимала участие бригада московских иконописцев под руководством художника-реставратора высшей категории С.Р. Брагина. Реставрацию завершили в 2005 году, к 450-летию Казанской епархии. Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II 21 июля 2005 г. Собор действует, первым настоятелем возрожденного храма был поставлен иеромонах Мефодий, впоследствии настоятель казанского Кизического монастыря.

Литература

Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города.- Казань. 1895.- Калинин Н.Ф. Казанский кремль.- Казань. 1952. Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани.- Казань. 1895. -С. Никанор (Каменский). Казанский сборник статей архиепископа Никанора.- Казань. 1910. Пинегин М.Н. Казань в ее прошлом и настоящем.- СПб. 1890.- Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне.- СПб. 1910.- Сергий (Василевский). Высокопреосвященный Антоний (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский.- Казань. 1885. Яблоков А.П. Город Свияжск Казанской губернии и его святыни (Историко-археологический очерк).- Казань. 1907. Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани.- Казань. 1909.- С. 3-40. Достойны памяти потомков (городские головы Казани 1767-1917). Сборник документов и материалов.- Казань. 2002.- П. Заринский (1831-1881) Очерки Древней Казани" (1877


В настоящее время

Согласно указу Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева от 13 ноября 1995 года и постановлению Правительства республики от 19 декабря 1995 года, Благовещенский собор стал частью Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль».

С 1995 в соборе велись реставрационные работы.

19 июля 2005 он был вновь освящён архиепископом Казанским Анастасием[3].

21 июля 2005 торжества в честь 450-летия Казанской епархии в отреставрированном храме возглавил Патриарх Алексий II.

Примечания

  1. ? Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани.- Казань. 1909
  2. ? Храмы Казани. Часть третья Фоторепортажи, Диляра Нигматуллина, 20 сентября 2005 года
  3. ? Освящение Благовещенского собора Казанского кремля 19.07.2005 г.//На сайте Казанской епархии

Литература

  • Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани.- Казань, 1909
  • Ключевская Е., Саттарова Л. Наследие великих мастеров // Дизайн и Новая Архитектура : журнал. — Казань: Фонд развития архитектуры, 2005. — № 20
  • Загоскин Н.П. Спутник по Казани. – Казань, 1895
  • Пинегин М.Н. Казань в её прошлом и настоящем. – СПб., 1890
  • Фехнер М.В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. – М., 1978

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.