• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Казанский собор (Санкт-Петербург)
Православный собор
Собор Казанской иконы Божией Матери
Казанский собор
Казанский собор (полное изображение)
Казанский собор (полное изображение)
Страна Россия
Город Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская 
Тип здания Собор
Архитектурный стиль Классицизм
Автор проекта А. Н. Воронихин
Строительство 1801—1811 годы
Дата упразднения 1932—1991 годы
Приделы Главный — Казанской иконы Божией Матери; северный — …; южный — …; пещерный — священномученика Гермогена.
Реликвии и святыни Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери; могила М. И. Кутузова.
Статус
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810539000объект № 7810539000
Состояние Отличное
Сайт Официальный сайт

Координаты: 59°56?03.22? с. ш. 30°19?28.54? в. д.? / ?59.934228° с. ш. 30.324594° в. д. (G) (O)

Каза?нский кафедра?льный собо?р (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 25) — православный кафедральный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге. Один из фасадов собора (полностью скрытый грандиозной колоннадой [1] ) выходит на Невский проспект, абсида собора обращена в сторону Канала Грибоедова и с проспекта не видна. Перед западным фасадом расположена полукругом чугунная решётка, считающаяся шедевром литейного искусства.

Собор дал название Казанскому острову в дельте Невы, Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и Казанской улице, которая отходит от собора.

Указом патриарха Алексия II от 31 декабря 2000 года собору был присвоен статус кафедрального и он стал главным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Павел Красноцветов

Содержание

История

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта был архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, обретённый в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы российской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

Строительство Казанского собора

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравер - Алфёров Николай Федорович. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX—начале XX века

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

28 октября (9 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.

18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.

С 1930-х годов

Гонения на церковь, начавшиеся после революции 1917 года, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест.

Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров).

В 2000 году собор получил статус кафедрального[2].

Архитектура и убранство собора

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе - вход, на востоке — алтарь. Потому многие[3] культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.

Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие[4].

Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен[5]. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Святыни, реликвии

Главная святыня храма — почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Икона принадлежала царице Прасковье Фёдоровне (Салтыковой) — вдове царя Ивана V (сводного брата царя Петра I, царствовавшего вместе с ним с 1682 по 1696 годы). Икона была привезена ею в Санкт-Петербург при переезде царского двора из Москвы, после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга столицей. Эта икона вдохновляла возглавляемое князем Пожарским народное ополчение, которое в 1612 году двигалось из Нижнего Новгорода в Москву освобождать Кремль от иноземцев. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском соборе. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Успенский собор на Сенной площади (Спасо-Успенский обновленческий кафедральный собор), после его закрытия - в Смоленскую кладбищенскую церковь. После закрытия последней в 1940 году святыня была изъята у обновленцев и передана в Князь-Владимирский собор, где помещена у правого клироса. 4 июля 2001 года икона без крестного хода была возвращена в Казанский собор. Есть предположение, что большевики в 1930—1940-е чтимый образ конфисковали, и нынешняя икона — лишь её список, исполненный в XIX веке. Так как местонахождение прежней иконы неизвестно, появились домыслы, что она попала в униатский храм в Фатиме (Португалия) или в домовую каплицу римского папы.

Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:

  • Икона Спасителя в иконостасе.
  • Икона святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные М. И. Кутузовым.
  • Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Н. Н. Никонова в 1891 году.
  • Икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.

Храм-памятник

Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. Прославленный фельдмаршал нашёл здесь свой последний приют. В 1813 году прах светлейшего князя М. И. Кутузова, умершего в прусском городе Брунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решетку, ограждающую могилу М. И. Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина.

В 1813-1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамен и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов взятых русской армией[6].

А в 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе.

Традиции

Приход Казанского собора участвовал в нескольких общегородских крестных ходах:

  • 30 августа (12 сентября) (начиная с 1743 года), день памяти святого благоверного князя Александра Невского; из Казанского собора (с 1858 года - от кафедрального Исаакиевского собора) к Александро-Невской лавре.
  • 4 (16) апреля, в память о том, что Александр II после покушения Д. В. Каракозова прибыл помолиться в собор перед иконой Казанской Божией Матери; от собора к часовне у Летнего сада.
  • 4 (16) июля, в память избавления города от холеры в 1849 году; от собора к Успенскому храму на Сенной площади.

В соборе проходило много празднеств, отмечаемым всем городом:

  • Престольный праздник 8 (21) июля с молебном перед чудотворным образом на площади, на особом помосте.
  • 11 (24) мая, в день святых Кирилла и Мефодия, на молебне присутствовало множество учащихся церковно-приходских школ.
  • 14 (27) января, день святителя Саввы Сербского, отмечали столичные сербы.
  • 25 декабря (7 января), день памяти победы в Отечественной войне 1812 года, служился особый благодарственный молебен.

Несмотря на культовый характер здания, площадь перед ним всегда привлекала интерес революционно настроенных масс.

6 (19) марта 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля». Здесь впервые выступил Плеханов. После октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли.

Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста.

В Кровавое воскресенье 1905 года толпа мгновенно соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

Настоятели

Настоятели собора за всю историю
Даты Настоятель
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
1763—1798 (?) протоиерей Иаков Навродский (1731—1798)
…—1809 (?) протоиерей Феодор Васильевич Семивский (1731—1809)
Казанский собор
1814—1831 (?) протоиерей Иван Иванович Бедринский (1769—1831)
1831—1846 протоиерей Пётр Николаевич Мысловский (1776 или 1777—1846)
1846—1848 протоиерей Тимофей Ферапонтович Никольский (1788—1848)
1848—1860 протоиерей Андрей Иванович Райковский (1802—1860)
1860—1881 протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский (1808—1881)
1884—1898 протоиерей Александр Алексеевич Лебедев (1833—1898)
1898—1904 протоиерей Евграф Иванович Мегорский (1839—1904)
10 (23) октября 1913—9 августа 1918 протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860—1918)
1919—1920 протоиерей Василий Маренин
декабрь 1920—июнь 1922 протоиерей Николай Кириллович Чуков (1870—1955)
июнь 1922—12 марта 1923 протоиерей Василий Аникитич Прозоров
12 марта—17 сентября 1923 «протоиерей» Лев Михайлович Теодорович (1867—после 1930)[7]
сентябрь—25 ноября 1923 «архиепископ» Артемий (Ильинский)
25 ноября 1923—17 января 1925 «протопресвитер» Владимир Дмитриевич Красницкий[8]
20 января 1925—июнь 1927 «митрополит» Вениамин (Муратовский) (1855—1930)
июнь 1927—январь 1932 «митрополит» Серафим (Руженцов) (1876—1935)
период закрытия
1996—настоящее время протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род. в 1932)

Упоминания в художественной литературе

На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг, —
И распластался храм Господень,
Как лёгкий крестовик-паук.

А зодчий не был итальянец,
Но русский в Риме, — ну так что ж!
Ты каждый раз, как иностранец,
Сквозь рощу портиков идёшь.

И храма маленькое тело
Одушевленнее стократ
Гиганта, что скалою целой
К земле беспомощно прижат!

— Осип Мандельштам, «На площадь выбежав, свободен…»

См. также

  • Список самых высоких православных храмов и колоколен

Примечания

  1. ? Поэтому в нарушение терминологии архитектуры и церковных канонов именно эту колоннаду и возвышающийся над нею купол повсеместно принято считать Казанским собором.
  2. ? Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.
  3. ? Исключения встречаются среди церквей неправославных конфессий, где такого жёсткого требования на ориентацию алтаря нет. В частности, церкви Петра и Павла (лютеранская), Святой Екатерины (католическая) стоят входом на юг (к проспекту), алтарём на север. Шведская церковь Святой Екатерины (лютеранская) тоже стоит боком к проспекту, но входом на восток, алтарём на запад.
  4. ? Большинство образов ныне хранится в Русском музее.
  5. ? Существуют различные версии судьбы иконостаса Казанского собора: перелит в слитки или в монеты.
  6. ? В 1914 году значительная часть трофейных французских знамён, штандартов и ключей была передана в Московский исторический музей
  7. ? С 12 марта 1923 года до закрытия собор принадлежал обновленцам.
  8. ? В период настоятельства В. Красницкого собор принадлежал обновленческому течению «Живая Церковь».

Литература

  • Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб: 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.