• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Успенский собор (Дмитров)
Собор
Успенский собор
Современное состояние собора (лето 2009 г.)
Современное состояние собора (лето 2009 г.)
Страна Россия
Город Дмитров, Московская область
Автор проекта Алевиз Фрязин (?)
Строитель Григорий Борисов (?)
Основатель Князь Юрий Иванович Дмитровский (?)
Строительство 1507 (1509 (?)—1512 (?)
Статус
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 5010045000объект № 5010045000
Состояние действует

Координаты: 56°20?38.4? с. ш. 37°31?17.4? в. д.? / ?56.344° с. ш. 37.5215° в. д. (G) (O)

Собор Успения Пресвятой Богородицы  — православный храм Дмитровского благочиния Московской епархии. Храм расположен в городе Дмитрове Московской области.

Содержание

История

По истории строительства Собора Успения Божией Матери в Дмитрове было названо несколько гипотетических дат. Все они связаны с княжением в Дмитрове князя Юрия Ивановича Дмитровского, но ни одна из них не подтверждена документально. Возможное ктиторство великого князя никем из исследователей серьёзно не рассматривалось. Обычно закладку собора относят к 1507 или к 1509, а завершение к 1533 году. В монографии Яганова А. В. Рузаевой Е.И. завершение строительства обосновывается 1512 годом.

Ранее предполагалось, что погреба храма принадлежали белокаменному храму XIV века, но исследования С. А. Гаврилова 1976-1979-х годов опровергли эти гипотезы[1]. Исследование 1976—1979 гг. опровергло и другую устоявшуюся ошибку: двухъярусные паперти[2] вокруг церкви построены одновременно с ней. До исследования 1976—1979 гг., все историки и реставраторы, в том числе, и проводившая реставрацию Успенского собора в 1961—1965 годах Е. Р. Куницкая, ошибались в позднем происхождении папертей[3].

Обычно, при описании архитектуры собора отмечают сильное влияние форм московского Архангельского собора, построенного в 1505—1508 годах итальянскими мастерами под руководством Алевиза Нового и по заказу Ивана III, отца дмитровского князя. Однако круг итальянизирующих элементов дмитровского собора значительно шире того набора, который можно было взять в Архангельском соборе. Следует говорить, что в обоих храмах использованы одинаковые, но по-разному интерпретированные ренессансные элементы. В публикациях отмечалось, что Успенский собор вышел строже и монументальнее своего прототипа. В постройке дмитровского Успенского собора итальянцы принимали самое непосредственное участие. Наиболее вероятным автором Успенского дмитровского собора мог быть архитектор-итальянец. Ему, как считает С. А. Гаврилов, незачем было обращаться к Архангельскому собору как к образцу. Он мог обращаться к опыту Ренессанса самостоятельно и по-своему мог преломлять свой собственный ренессансный опыт на русской почве. Публиковались разные мнения о возможных авторах (назывались имена Алевиза Нового, ростовского зодчего Григория Борисова), но без серьёзного обоснования.

Первоначальный облик

Пятиглавый четырёхстолпный храм крестово-купольного типа на высоком подклете и с выложенными белым камнем погребами был окружён крытой арочной галереей в два яруса и имел позакомарное лемешное покрытие. Первоначально барабаны были каменными (в настоящее время они деревянные). Исходная форма глав неизвестна.

Воздействие архитектуры Архангельского собора выразилось в приёмах обработки стен филенками, в наличии трёхчастного антаблемента в основании закомар, которые к тому же заполнены группами окон-люкарн. К особенностям храма относят гранёную снаружи форму апсид.

Уникальными деталями наружного декора собора являются три изразцовых барельефа середины XVI века: круглый, диаметром 3 метра, барельеф, изображающий Георгия Победоносца[4]., и два распятия[5].[6]. Но изразцовые иконы на фасадах собора появились только в XVIIIв. По предположению В.В.Кавельмахера и М.Б.Чернышева привезли их дмитровские купцы с Борисоглебского собора в Старице[7].

По мнению С.А.Гаврилова, первоначальная звонница находилась рядом с собором, на специально устроенном выступе фундамента с восточной стороны от северной апсиды. Вероятно, в XVI начале XVII века она уже была разрушена. В начале 1980-х гг. С.А.Гаврилов обнаружил первый ярус второй звонницы, пристронной к восточной арке северной паперти[8]. Метлин при описании ветхостей XVIIIв именно эту звонницу обозначил: "колокола висят на левой стороне паперти, что в углу". Предположение А.В.Яганова о том, что это сохранившаяся часть северного крыльца, ошибочно.

Перестройки и реставрации

В середине 1660-х к собору пристроили лестницу на ползучих арках, на месте её нижнего рундука в 1793—1796 по проекту архитектора М. Я. Агафонова, крепостного князя И.Ф. Голицына, была построена колокольня в стиле классицизма. Чуть ранее, в 1790—1791, позакомарное покрытие было заменено на четырёхскатную кровлю, а каменные барабаны на деревянные.

В 1820-е гг. А. Ф. Элькинским, возможно, был реконструирован купол колокольни при установке часов, в 1823-1825 гг. каменных дел мастер итальянец Л. Карлони на месте первоначальной северной галереи строит Покровский придел в псевдоготическом стиле по проекту Ф. М. Шестакова 1822г. (подлинный авторский чертеж 1822г Ф.М. Шестакова у наследников фотографа П.И.Глухова, работавшего в музее в начале 1930-х годов, в 1987г обнаружен С.А.Гавриловым и приобретен Дмитровским музеем), в 1841 Д. Ф. Борисов строит аналогичный и с южной стороны (подлинный авторский чертеж 1842г Д.Ф. Борисова найден и приобретен тогда же). Тогда же по углам появились ещё 4 широких деревянных барабана с куполами, придавшие всему собору пирамидальную композицию.

После революции собор долгое время функционировал, но в 1932 был закрыт и передан музею. В середине 1930-х с его куполов сняли кресты, а в августе 1941 была разобрана верхняя часть колокольни. В 1961—1965 силами МОСНРПМ под руководством Е. Р. Куницкой проведена реставрация, колокольня восстановлена, однако были сняты угловые барабаны. В 2001—2003 после новой реставрации под руководством В. И. Нестеренко по проекту архитекторов А. В. Яганова и И. Ю. Коровина их возобновили. Богослужения вновь начали проводиться в одном из приделов собора ещё в 1991, в 2002 музей переведён в новое здание, храм полностью передан РПЦ и 23 июля 2003 освящён.

Интерьер

Сохранился резной иконостас конца XVII века работы мастеров Оружейной палаты, некоторые иконы которого относятся в XV веку, а также роспись XIX века. Между 1646 и 1713 годами в собор перенесена икона, изображающая Дмитрия Солунского на троне и ранее хранившаяся в деревянной церкви в дмитровском кремле. Написана она была в конце XII века и, по предположению В. И. Антоновой, была подарена Всеволодом Большое Гнездо городу Дмитрову после его разорения в 1181 году. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи[9]. До 1933 года в соборе хранился крест (начало XIV века), ныне находящийся в запасниках Третьяковской галереи. Первая роспись стен появилась после 1813 года.

В 1792 году в собор перевезли шатровое епископское место из Крутицкого архиерейского дома, являющееся прекрасным образцом резьбы и декоративной росписи XVII века.

Галерея

Примечания

  1. ? Из монографии «Успенский собор в Дмитрове» Яганов А. В., Рузаева Е. И. как бы, естественно, вытекает, что это их авторская заслуга в установлении факта единовременности, но они могли исследовать памятник только в 2001—2003 годах (о чем они сами оговорились в предисловии монографии), имея на руках исследование С. А. Гаврилова, его же проект реставрации 1983г и значительный объем устной информации, поскольку А. В. Яганов работал техником в бригаде С. А. Гаврилова с 1986 по 1991 год. Хохлова С. П. Успенский собор города Дмитрова (к вопросу об итальянских влияниях в древнерусской архитектуре первой трети XVI века) в кн. Архитектурное наследство №50 М 2009 с 137-158 http://www.rusarch.ru/hohlova1.htm Экспертное заключение В. В. Кавельмахера 1999 г.http://kawelmacher.ru/expert5.htm
  2. ? как правило, в современной литературе их называют галереями, но в XVI в. не называли
  3. ? Каталог памятников Московской области под ред. Подъяпольской Е. Н., т.1 М.1978г
  4. ? В монографии Яганова А.В., Рузаевой Е.И. об исследовании иконы сказано, что в исследовании приняли участие С.А. Гаврилов и В.В. Кавельмахер, но, не сказано, кто проводил исследование. В 1993г. началась реставрации иконы (Чикина И.А., Волосенко О.В. по договору с Управлением охраны памятников Московской области). Но "реставраторы" прилепили Георгию нос гигантских размеров, сделали культю вместо руки и т.д., поэтому увидевший эту "реставрацию" С.А. Гаврилов заставил снять реставрационные долепки и переделать все детали по его эскизам. Во время этих работ было выполнено исследование лицевой поверхности иконы. Гаврилов С.А. установил, что первоначально икона располагалась на вогнутой, т.е. сферической поверхности и подтвердил мнение В.В. Кавельмахера и М.Б. Чернышева о том, что икона на стене Успенского собора появилась, предположительно в XVIII веке. Дополнительно были вынуты из кладки несколько изразцовых городков, считавшихся поздними. На румпах изразцов обрамления была обнаружена цифирь первоначальной маркировки. В извлечении изразцов из кладки и очистке их от раствора приняли техническое участие Яганов А.В. и Рузаева Е.И.: . Фото иконы Георгия из моногафии Яганова А.В., Рузаевой Е.И. http://fotki.yandex.ru/users/sergeygav/view/89171?page=0
  5. ? фото иконы северного Распятия http://fotki.yandex.ru/users/sergeygav/view/72369/?page=0
  6. ? фото иконы южного Распятия http://fotki.yandex.ru/users/repbyf49/view/195123?page=1
  7. ? В.В.Кавельмахер Борисоглебский собор в Старице http://kawelmacher.ru/science_kavelmakher32.htm
  8. ? В.В.Кавельмахер Способы колокольного звона 1986г http://www.rusarch.ru/kavelmakher5.htm
  9. ? www.school.edu.ru :: Дмитрий Солунский. Икона. Конец XII — начало XIII века. ГТГ

Ссылки

Литература

  • Подъяпольская Е. Н. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 — М.: Стройиздат, 1999.
  • Яганов А. В., Рузаева Е. И. Успенский собор в Дмитрове. — М.: 2003.
  • Хохлова С. П. Успенский собор города Дмитрова (к вопросу об итальянских влияниях в древнерусской архитектуре

первой трети XVI века) // Архитектурное наследство. № 50. — М.: 2009. С. 137—158. [1]


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.