Собор Успения Пресвятой Богородицы — православный храм Дмитровского благочиния Московской епархии. Храм расположен в городе Дмитрове Московской области.
По истории строительства Собора Успения Божией Матери в Дмитрове было названо несколько гипотетических дат. Все они связаны с княжением в Дмитрове князя Юрия Ивановича Дмитровского, но ни одна из них не подтверждена документально. Возможное ктиторство великого князя никем из исследователей серьёзно не рассматривалось. Обычно закладку собора относят к 1507 или к 1509, а завершение к 1533 году. В монографии Яганова А. В. Рузаевой Е.И. завершение строительства обосновывается 1512 годом.
Ранее предполагалось, что погреба храма принадлежали белокаменному храму XIV века, но исследования С. А. Гаврилова 1976-1979-х годов опровергли эти гипотезы[1]. Исследование 1976—1979 гг. опровергло и другую устоявшуюся ошибку: двухъярусные паперти[2] вокруг церкви построены одновременно с ней. До исследования 1976—1979 гг., все историки и реставраторы, в том числе, и проводившая реставрацию Успенского собора в 1961—1965 годах Е. Р. Куницкая, ошибались в позднем происхождении папертей[3].
Обычно, при описании архитектуры собора отмечают сильное влияние форм московского Архангельского собора, построенного в 1505—1508 годах итальянскими мастерами под руководством Алевиза Нового и по заказу Ивана III, отца дмитровского князя. Однако круг итальянизирующих элементов дмитровского собора значительно шире того набора, который можно было взять в Архангельском соборе. Следует говорить, что в обоих храмах использованы одинаковые, но по-разному интерпретированные ренессансные элементы. В публикациях отмечалось, что Успенский собор вышел строже и монументальнее своего прототипа. В постройке дмитровского Успенского собора итальянцы принимали самое непосредственное участие. Наиболее вероятным автором Успенского дмитровского собора мог быть архитектор-итальянец. Ему, как считает С. А. Гаврилов, незачем было обращаться к Архангельскому собору как к образцу. Он мог обращаться к опыту Ренессанса самостоятельно и по-своему мог преломлять свой собственный ренессансный опыт на русской почве. Публиковались разные мнения о возможных авторах (назывались имена Алевиза Нового, ростовского зодчего Григория Борисова), но без серьёзного обоснования.
Первоначальный облик
Пятиглавый четырёхстолпный храм крестово-купольного типа на высоком подклете и с выложенными белым камнем погребами был окружён крытой арочной галереей в два яруса и имел позакомарное лемешное покрытие. Первоначально барабаны были каменными (в настоящее время они деревянные). Исходная форма глав неизвестна.
Воздействие архитектуры Архангельского собора выразилось в приёмах обработки стен филенками, в наличии трёхчастного антаблемента в основании закомар, которые к тому же заполнены группами окон-люкарн. К особенностям храма относят гранёную снаружи форму апсид.
Уникальными деталями наружного декора собора являются три изразцовых барельефа середины XVI века: круглый, диаметром 3 метра, барельеф, изображающий Георгия Победоносца[4]., и два распятия[5].[6]. Но изразцовые иконы на фасадах собора появились только в XVIIIв. По предположению В.В.Кавельмахера и М.Б.Чернышева привезли их дмитровские купцы с Борисоглебского собора в Старице[7].
По мнению С.А.Гаврилова, первоначальная звонница находилась рядом с собором, на специально устроенном выступе фундамента с восточной стороны от северной апсиды. Вероятно, в XVI начале XVII века она уже была разрушена. В начале 1980-х гг. С.А.Гаврилов обнаружил первый ярус второй звонницы, пристронной к восточной арке северной паперти[8]. Метлин при описании ветхостей XVIIIв именно эту звонницу обозначил: "колокола висят на левой стороне паперти, что в углу". Предположение А.В.Яганова о том, что это сохранившаяся часть северного крыльца, ошибочно.
Перестройки и реставрации
В середине 1660-х к собору пристроили лестницу на ползучих арках, на месте её нижнего рундука в 1793—1796 по проекту архитектора М. Я. Агафонова, крепостного князя И.Ф. Голицына, была построена колокольня в стиле классицизма. Чуть ранее, в 1790—1791, позакомарное покрытие было заменено на четырёхскатную кровлю, а каменные барабаны на деревянные.
В 1820-е гг. А. Ф. Элькинским, возможно, был реконструирован купол колокольни при установке часов, в 1823-1825 гг. каменных дел мастер итальянец Л. Карлони на месте первоначальной северной галереи строит Покровский придел в псевдоготическом стиле по проекту Ф. М. Шестакова 1822г. (подлинный авторский чертеж 1822г Ф.М. Шестакова у наследников фотографа П.И.Глухова, работавшего в музее в начале 1930-х годов, в 1987г обнаружен С.А.Гавриловым и приобретен Дмитровским музеем), в 1841 Д. Ф. Борисов строит аналогичный и с южной стороны (подлинный авторский чертеж 1842г Д.Ф. Борисова найден и приобретен тогда же). Тогда же по углам появились ещё 4 широких деревянных барабана с куполами, придавшие всему собору пирамидальную композицию.
После революции собор долгое время функционировал, но в 1932 был закрыт и передан музею. В середине 1930-х с его куполов сняли кресты, а в августе 1941 была разобрана верхняя часть колокольни. В 1961—1965 силами МОСНРПМ под руководством Е. Р. Куницкой проведена реставрация, колокольня восстановлена, однако были сняты угловые барабаны. В 2001—2003 после новой реставрации под руководством В. И. Нестеренко по проекту архитекторов А. В. Яганова и И. Ю. Коровина их возобновили. Богослужения вновь начали проводиться в одном из приделов собора ещё в 1991, в 2002 музей переведён в новое здание, храм полностью передан РПЦ и 23 июля 2003 освящён.
Интерьер
Сохранился резной иконостас конца XVII века работы мастеров Оружейной палаты, некоторые иконы которого относятся в XV веку, а также роспись XIX века. Между 1646 и 1713 годами в собор перенесена икона, изображающая Дмитрия Солунского на троне и ранее хранившаяся в деревянной церкви в дмитровском кремле. Написана она была в конце XII века и, по предположению В. И. Антоновой, была подарена Всеволодом Большое Гнездо городу Дмитрову после его разорения в 1181 году. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи[9]. До 1933 года в соборе хранился крест (начало XIV века), ныне находящийся в запасниках Третьяковской галереи. Первая роспись стен появилась после 1813 года.
В 1792 году в собор перевезли шатровое епископское место из Крутицкого архиерейского дома, являющееся прекрасным образцом резьбы и декоративной росписи XVII века.
Галерея
Примечания
? Из монографии «Успенский собор в Дмитрове» Яганов А. В., Рузаева Е. И. как бы, естественно, вытекает, что это их авторская заслуга в установлении факта единовременности, но они могли исследовать памятник только в 2001—2003 годах (о чем они сами оговорились в предисловии монографии), имея на руках исследование С. А. Гаврилова, его же проект реставрации 1983г и значительный объем устной информации, поскольку А. В. Яганов работал техником в бригаде С. А. Гаврилова с 1986 по 1991 год. Хохлова С. П. Успенский собор города Дмитрова (к вопросу об итальянских влияниях в древнерусской архитектуре первой трети XVI века) в кн. Архитектурное наследство №50 М 2009 с 137-158 http://www.rusarch.ru/hohlova1.htm Экспертное заключение В. В. Кавельмахера 1999 г.http://kawelmacher.ru/expert5.htm
? как правило, в современной литературе их называют галереями, но в XVI в. не называли
? Каталог памятников Московской области под ред. Подъяпольской Е. Н., т.1 М.1978г
? В монографии Яганова А.В., Рузаевой Е.И. об исследовании иконы сказано, что в исследовании приняли участие С.А. Гаврилов и В.В. Кавельмахер, но, не сказано, кто проводил исследование. В 1993г. началась реставрации иконы (Чикина И.А., Волосенко О.В. по договору с Управлением охраны памятников Московской области). Но "реставраторы" прилепили Георгию нос гигантских размеров, сделали культю вместо руки и т.д., поэтому увидевший эту "реставрацию" С.А. Гаврилов заставил снять реставрационные долепки и переделать все детали по его эскизам. Во время этих работ было выполнено исследование лицевой поверхности иконы. Гаврилов С.А. установил, что первоначально икона располагалась на вогнутой, т.е. сферической поверхности и подтвердил мнение В.В. Кавельмахера и М.Б. Чернышева о том, что икона на стене Успенского собора появилась, предположительно в XVIII веке. Дополнительно были вынуты из кладки несколько изразцовых городков, считавшихся поздними. На румпах изразцов обрамления была обнаружена цифирь первоначальной маркировки. В извлечении изразцов из кладки и очистке их от раствора приняли техническое участие Яганов А.В. и Рузаева Е.И.: . Фото иконы Георгия из моногафии Яганова А.В., Рузаевой Е.И. http://fotki.yandex.ru/users/sergeygav/view/89171?page=0
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.