Православная церковь | |||
Сампсониевский собор
|
|||
|
|||
Страна | Россия | ||
Город | Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский проспект, д. 41. | ||
Координаты | |||
Конфессия | Православие | ||
Епархия | Санкт-Петербургская | ||
Тип здания | Церковь | ||
Автор проекта | П. А. Трезини | ||
Первое упоминание | 1709 год | ||
Строительство | 1728—1740 годы | ||
Состояние |
|
Сампсо?ниевский собор (1740, архитектор П. А. Трезини) — действующий православный собор в Санкт-Петербурге, находящийся по адресу Б. Сампсониевский проспект, д. 41.
Содержание |
История
В 1710 году на месте будущего собора в честь победы в Полтавской битве 27 июня 1709 года была построена и освящена деревянная Сампсониевская церковь, названная именем Сампсона Странноприимца, в день которого Россия одержала победу в битве. Перестройка церкви в собор велась в 1728—1740 годах, долгий её срок был обусловлен недостатком средств и замораживанием работ, которые были возобновлены только при императрице Анне Иоанновне.
В ограде собора были похоронены казнённые 27 июня (8 июля) 1740 А. П. Волынский, А. Ф. Хрущов и архитектор П. М. Еропкин. В 1885 году на могиле был установлен памятник (архитектор М. А. Шуров, барельеф работы А. М. Опекушина).
Архитектура и убранство
На сегодняшний день собор состоит из трёх зданий — основного храма, колокольни и часовни. Собор и колокольня возведены в 1740 году. Архитектор собора — П. А. Трезини, архитектор колокольни неизвестен. Весь соборный комплекс гармонично покрашен в светлый голубой цвет. Собор представляет собой одноэтажное сооружение на ленточном бутовом фундаменте из лещадной плиты, с известняковым цоколем и кирпичными стенами. Луковичные купола собора, тесно скомпонованные на одном барабане, находятся в центре крыши, что придаёт собору несколько причудливый и нетрадиционный вид.
Колокольня разделена на три яруса. Нижний ярус имеет две боковых пристройки, в связи с чем становится шире других двух верхних. В середине яруса имеется арочный проём и проезд, вымощенный лещадными плитами. Второй и третий ярусы украшены пилястрами тосканского ордера. В нише второго яруса вместо звонниц на каждой грани находятся декоративные «глухие окна». В нише третьего яруса располагается звонница с колоколом XVIII века. Каждая из граней третьего яруса заканчивается треугольным фронтоном. Колокольню завершает восьмигранный шатёр с ложными окнами, шатёр увенчан луковичной маковкой с крестом.